Минувшей осенью
NVIDIA буквально взорвала рынок видеокарт. При том же техпроцессе инженеры умудрились понизить энергопотребление своих чипов почти в два раза, притом без потери производительности. Вся фишка в новой архитектуре
Maxwell с сокращенным количеством CUDA-ядер и увеличенным числом планировщиков, эффективнее нагружающих имеющиеся мощности.
К сожалению, в 2014 году на основе Maxwell вышли всего две платы, и обе из верхнего ценового диапазона. Доступный же вариант появился только сегодня, и имя ему
GeForce GTX 960. Сейчас разберемся, на что он способен.
Кто там?
Технические характеристики у GTX 960 необычные. Мы ждали, что по составу блоков она будет примерно соответствовать мобильной GTX 970M — там как раз почти две трети «взрослой» GTX 970, однако карту урезали сильнее. По-хорошему GTX 960 — ровно половина GTX 980. Два больших GPC-блока, в каждом из которых стоит по четыре SMM, содержащих четыре SM-набора с тридцатью двумя ядрами. В итоге получается 1024 потоковых процессора, 64 текстурника, 32 движка растеризации и всего 128 бит на общение с видеопамятью.
На GTX 960 ставят до 2 ГБ, и работают они на частоте 7000 МГц. Процессор при этом функционирует на 1126 МГц и под GPU Boost поднимается до 1178 МГц. Правда, найти платы с такими низкими скоростями сложно — чип потребляет всего 120 Вт, и производители не стесняются разгонять его до более внушительных значений.
Что у всех вариантов одинаково, так это состав технологий. GTX 960 достались все программные вкусности Maxwell.
Voxel Global Illumination обещает расчет отражений в реальном времени.
Dynamic Super Resolution позволяет рендерить игры в 4К, а затем сжимать их до возможностей монитора, сглаживая артефакты в старых проектах. Ну а
MFAA 4x — это современное сглаживание, демонстрирующее схожий с MSAA 4x результат, но потребляющее в два раза меньше ресурсов.
В жизни
Что же до реальных экземпляров GTX 960, то ситуация с ними стандартная. Референсных вариантов NVIDIA не предлагает, и дизайном занимаются производители. Нам перед официальным запуском карты удалось протестировать версии от
Palit и
Gigabyte.
Palit GTX 960 JetStream поставляется в большой, отлично оформленной коробке и комплектуется инструкцией, переходниками с двух MOLEX на 6-pin-вилку PCIe и VGA-to-DVI, переводной наклейкой с логотипом компании, а также диском с драйверами и фирменной утилитой
Thunder Master. Последняя может помочь как с отслеживанием всех основных параметров платы, так и с ее разгоном.
Внушительно выглядит и сама карта. Собрана она на коротком куске текстолита, однако за счет мощной системы охлаждения занимает в корпусе стандартные два слота и 25 см свободного пространства. Нарастить габариты пришлось для того, чтобы охладить разогнанные чип (1279—1342 МГц) и память (7200 МГц). На них установили алюминиевый радиатор, пронизанный тремя медными теплопроводными трубками и оснащенный двумя 90-миллиметровыми вентиляторами с белой подсветкой. Последние запускаются только под игровой нагрузкой и полностью отключаются во время офисной работы. Хороши, кстати, на плате все служебные элементы — никаких свистящих дросселей, которыми порой грешат некоторые производители.
Еще лучше сделан вариант от Gigabyte.
GV-N960G1 Gaming-2G собрана на полноразмерной плате и в корпусе занимает уже почти 30 см. Столько места затребовала система охлаждения Windforce, набранная тремя радиаторами, четырьмя теплопроводными трубками, а также тремя подсвеченными голубым 80-миллиметровыми вентиляторами, работающими по схеме, схожей со схемой в Palit.
Забавно, но, несмотря на массивную конструкцию, частоты у версии Gigabyte чуть ниже — 1241—1304 МГц на процессоре и стандартные 7000 МГц на памяти. При этом питание карте надо подавать не по одному 6-pin PCIe, как у Palit, а по двум. В качестве компенсации Gigabyte предлагает заметно больше разъемов для подключения мониторов: по два DVI, HDMI и DisplayPort против пары DVI и одного HDMI с DispayPort у Palit.
Тестирование
В конкуренты этим платам мы взяли
GeForce GTX 970,
760 и
660, а также
Radeon R9 285. Тестировали их на материнской плате
MSI Z87-GD65 Gaming, оснащенной парой планок оперативки
Kingston HyperX Fury по 4 ГБ каждая, процессором
Intel Core i7-4770K и твердотельником
Kingston HyperX Fury на 240 ГБ. В список тестов вошли
3DMark,
Unigine Heaven Benchmark 4.0,
Unigine Valley 1.1,
Tomb Raider,
Hitman: Absolution,
BioShock Infinite,
Crysis 3,
Battlefield 4,
Thief,
Metro: Last Light и
GRID Autosport. С настройками мудрить не стали — все на максимум, сглаживание на полную катушку и разрешение 1920x1080.
И, знаете, видеокарты выдержали.
Несмотря на, казалось бы, катастрофическую потерю исполнительных блоков и сильно урезанную шину памяти, во всех без исключения тестах обе GTX 960 выдали больше 25 fps. И это при энергопотреблении всего 120 Вт! Основной конкурент, Radeon R9 285, при своих 190 Вт и схожем ценнике показывал отставание в 6—10%, в зависимости от разрешения.
Почти столько же уступила и прошлогодняя GTX 760. Возможно, она потеряла бы и больше, но уж больно мощный вариант нам попался —
ASUS Striker был разогнан на 11%, и как мы ни пытались его ограничить, скинуть частоту до референсных значений не получилось. Не вышло это и с текущими новинками. И Gigabyte, и Palit так настроили свой BIOS, что больше, чем на 50—70 МГц, от заданных ими значений отойти было невозможно.
А вот кому разгон не помог, так это старенькой GTX 660. Судя по нашим тестированиям, чип откровенно устарел и в тяжелых современных играх на подвиги уже не способен — «максималку» еще тянет, но о сглаживании и речи быть не может.
* * *